Соответствующие изменения 21 марта приняты в третьем чтении.
Правило будет применяться, если заказчик установит требование, чтобы информации об участниках не было в РНП. Положение касается не только юридических лиц, которые сами значатся в реестре, но и тех, чьи учредители или руководство попали в этот список.
Планируется, что поправки начнут работать с 1 июля 2019 года.
Точного определения «реестра недобросовестных поставщиков» в законодательстве нет. Но из названия понятно, что это некий упорядоченный список исполнителей, которых в установленном законом порядке признали недобросовестными. По мнению доцента кафедры «Менеджмент и государственное управление» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, кандидата экономических наук Ирины Докукиной, целью создания такого реестра на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) является пресечение дальнейшего сотрудничества с теми контрагентами, на деловую репутацию которых невозможно положиться и из-за некачественной деятельности которых могут быть сорваны планы государственных органов и предприятий с участием государства.
Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и по 44-ФЗ схожи: уклонение участника организованных торгов от заключения контракта; расторжение контракта с поставщиком по решению суда; односторонний отказ организатора закупочной процедуры (заказчика) от выполнения своей части договора в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта (только по 44-ФЗ).
Предоставляемая информация (обращение) рассматривается территориальным органом ФАС в течение 10 календарных суток. За это время комиссия по контролю в сфере закупок анализирует все предоставленные документы и выносит решение о включении данного поставщика в РНП, либо же отказывает в этом на основании указанных выше причин. Если же предоставленные сведения о недобросовестном поставщике неполны, то территориальный орган ФАС в срок не позднее 3 рабочих дней возвращает этот комплект документов заказчику с перечислением оснований возврата. Заказчик обязан исправить указанные недочеты и заново предоставить документы в ФАС (иначе наступят штрафные санкции). Все это время сведения о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков не вносятся.
Согласно закону автоматическое исключение из РНП сведений о недобросовестном участнике происходит через 2 года. В случае, если несостоявшийся поставщик считает, что его внесли в РНП незаслуженно, он может попытаться добиться исключения из реестра недобросовестных поставщиков через суд. Основаниями для оспаривания являются:
- добросовестность действий победителя торгов. Нужно доказать, что отсутствие дальнейшей контрактации произошло не вследствие злого умысла, а ошибки, технического сбоя или, к примеру, незначительного опоздания, что не может являться объективным свидетельством недобросовестности поставщика и основанием для его включения в реестр.
- Если финальный договор не был подписан по вине заказчика. Почему тогда должен быть включён в РНП именно исполнитель?
- Если договор был расторгнут по решению суда, но исполнитель действовал добросовестно, а несоблюдение контракта было вызвано нарушениями, допущенными заказчиком.
- Если заказчик без достаточной мотивации отказался от исполнения договора в одностороннем порядке. Включение исполнителя в РНП в данном случае недопустимо.
- Если решение о включение в РНП было принято с процессуальными нарушениями.
Внесение в реестр недобросовестных поставщиков серьёзно ограничивает предпринимательскую деятельность организации, и речь идёт не только о госзакупках. Это своеобразное клеймо на деловой репутации и обоснованное определение «ненадёжный партнёр», которое само по себе будет отталкивать потенциальных покупателей.